Как глобальный аппетит к песку разжигает кризис
Рядом с водой песок - наш самый потребляемый природный ресурс. По данным Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), мировой спрос на песок и гравий составляет от 40 до 50 миллиардов тонн в год , и его дефицит представляет собой зарождающийся глобальный кризис.
В мире может закончиться песок, если мы не начнем обращать внимание на песок как на ресурс, который требует исследований, управления и руководства.
Ожидается, что спрос на песок будет только расти. Песок также необходим для производства стеклянных флаконов медицинского назначения , в которых хранятся вакцины. Промышленность уже столкнулась с дефицитом еще до того, как исследователи начали разработку вакцины от коронавируса. А конфликты из-за песка возникают во Флориде и других, казалось бы, богатых песком районах.
Но урбанизация и ее потребность в бетоне, засыпке, асфальте и стекле больше всего способствуют эксплуатации песка. Мировое городское население, которое, как ожидается, вырастет до 5,2 миллиарда к 2030 году с 4,4 миллиарда сегодня, выдержит мировой строительный бум , где песок является ключевым ингредиентом для бетона.
По мере того, как бум на песчаных рынках процветает, предприниматели, организованная преступность и другие группы начали получать прибыль, часто используя дешевую рабочую силу и приводя к повсеместному разрушению среды обитания и эрозии берегов, берегов рек и дельт.
Жестокая экономика, нестандартная занятость
Условия труда горняков песка сильно различаются. В Камбодже и на юго-западе Китая высокомеханизированные песчаные шахты не предлагают местных рабочих мест. В Непале на трудоемких песчаных шахтах могут работать сотни человек. А в Мьянме домохозяйства, живущие вдоль рек, могут участвовать в неформальном сборе речного песка.
Добыча песка может быть опасной. Шахтеры могут утонуть, добывая песок вручную под водой, и сотни шахтеров, общественных активистов, журналистов, полицейских, правительственных чиновников и других были убиты в столкновениях из-за песка .
В промышленность по добыче песка вовлечены самые разные игроки, включая организованную преступность . Бродячие бандиты охотятся за песчаными отложениями для дноуглубительных работ, и операции могут быть скрыты от портовых властей с помощью высокотехнологичных устройств подмены GPS . Местные мафиозные структуры - в Индии и, вероятно, по крайней мере в 70 странах - контролируют целые песчаные шахты и районы.
Мы знаем, что эти сайты характеризуются насилием, секретностью и отсутствием доверия, но теневая экономика песка остается в значительной степени неизвестной. Это ограничивает наше понимание финансовых потоков, которые подпитывают добычу песка, препятствий на пути регулирования торговли и управления песками, а также криминальных аспектов операций с песком.
Выбросы углерода, потеря земель
Неустойчивая или незаконная добыча песка из морских, прибрежных и пресноводных экосистем привела к серьезным проблемам устойчивости, включая выбросы углерода и потерю земель. Это воздействие на окружающую среду, вероятно, будет еще больше усугубляться: данные о добыче песка неполны, а глобальный импорт песка превышает мировой экспорт.
Пример экспорта песка из Камбоджи иллюстрирует это. В период с 2007 по 2016 год Сингапур импортировал из Камбоджи 80,2 миллиона тонн песка, что составляет треть импорта песка города-государства. Тем не менее, большая часть этой торговли отсутствует в официальных торговых журналах Камбоджи - Камбоджа зарегистрировала только 2,77 миллиона тонн экспорта песка в Сингапур, что скрывает, насколько важен этот товар для развития страны.
Спрос на инфраструктуру для жилищного строительства и строительства подпитывает бетонный сектор, на который в настоящее время приходится восемь процентов глобальных выбросов двуокиси углерода . Это серьезная проблема с точки зрения выбросов углерода. Это означает, что песок в виде бетона связан с нашим климатическим будущим - и наоборот, как демонстрирует недавний интерес к добыче песка, выходящего из тающего ледяного покрова Гренландии .
Ученые также подтвердили нестабильность берегов реки из-за добычи песка в Меконге, Янцзы и других крупных реках. Дноуглубительные работы по песку влияют на речной сток, уровни эрозии и водную среду обитания.
В Мьянме фермеры , живущие в руслах рек , теряют свои земли из-за интенсификации добычи песка. По ту сторону дельты Меконга люди изо всех сил пытаются найти рыбу, на которую влияет шум выемки песка, поскольку дома и дороги все больше рушатся в реки .
Мобилизация песчаной повестки дня
Важной отправной точкой для мобилизации повестки дня по пескам является отчет ЮНЕП по управлению песками за 2019 год, в котором основное внимание уделяется подотчетности и прозрачности в цепочках создания стоимости песка. Глобальное управление песками имеет решающее значение.
Изменение того, как мы строим наши города, - еще одна часть того, как мы противостоим песчаному и климатическому кризису. Нам нужно спросить себя, почему нас так соблазнил бетон. Если мы не изменим наши привычки и не будем поощрять развитие «зеленого бетона» и альтернативных строительных материалов или инноваций, таких как использование бактерий в биобетоне , мир, построенный из песка, может быть разрушен под собственным весом.
Для дальнейшей мобилизации песчаной повестки дня исследователи и участники кампании могут сосредоточиться на рассказах, основанных на климатическом кризисе или других экологических аспектах , таких как акцентирование внимания на том, как выемка песка связана с оползнями и ухудшением качества воды, или как песчаная насыпь приводит к потерям среды обитания водно-болотных угодий .
Другие могли бы раскрыть трудовые режимы, отстаивать лучшие условия труда или исследовать участие политических групп в финансировании добычи песка. Нам необходимо глубже понять, как сектор добычи песка зависит от дешевой рабочей силы, быстрых денег, в том числе от незаконной и преступной деятельности.
Эта песчаная повестка дня, учитывающая условия труда и экологические аспекты, позволяет нам представить глобальное будущее, которое будет более экологичным и справедливым.