Работа дизайнера в строительстве: совместить стиль и практичность
23 Января 2017
ПОРТАЛБЕТОН описывает типовые схемы работы с дизайнерами на стройках в сфере их взаимодействия с другими проектировщиками. Вариант со строительством по дизайн-проекту, без архитектурного проекта и прочих не рассматривается, поскольку речь идет о строительстве и реконструкции зданий, а такой вариант можно применить только в косметическом ремонте.
Дизайнер нарисует, а строители воплощают все его задумки.
Случаются ситуации, когда, поддавшись модным тенденциям, заказчик строительства делает особую ставку на дизайн будущего или реконструируемого здания. При этом нанимается дизайнер, нередко это иностранная компания, которому предоставляется очень большая свобода творчества, он фактически назначается ведущим звеном в процессе строительства. При этом занятый в этом человек, может быть крайне далек от архитектуры и понимания работы конструкций зданий, а его больше интересует расположение кактуса в холле, узорчатого стола в центре конференц-зала, а также картинка на кафельной плитке и цвет штор на окнах. В таком случае особенно, если строительство не идет строго поэтапно, а параллельно с процессом проектирования, но начинается жуткий трэш (сложно подобрать иное цензурное слово, для переделки, что твориться на стройке).
Небольшие примеры из жизни – это перекрытие, которое на картинке дизайнера выглядит очень изящно, но не имеет необходимых для него опор – стоек, балок и т. п. или неучет того факта, что вентиляционные каналы, идущие под перекрытием, имеют габариты, в результате чего после зашивки потолок оказывается сильно ниже, чем на красивых картинках от дизайнера. При этом некоторых дизайнеров переубедить очень сложно, особенно если у них в руках власть над будущим зданием, что в итоге не только сильно тормозит процесс, но и ведет к ошибкам при монтаже и закупках материалов вследствие недопонимания конечного решения по проекту.
Дизайнер вписывается в готовый архитектурный проект.
Тут все намного проще. Свобода действий дизайнера оказывается сильно ограниченной тем, что уже имеется, например, утвержденным заказчиком поэтажным планом здания. В этом случае клиент должен понимать, что не стоит ждать от дизайнера чего-то поражающего воображения. С другой стороны, когда для дизайнера отводят свою отдельную ограниченную песочницу, и он практически не пересекается задачами с архитектором, то процесс строительства (особенно на стадии проектирования) идет обычно куда быстрее, возникает меньше сложностей и как следствие меньше ошибок.
Тесное сотрудничество при четком разграничении обязанностей.
В таком случае дизайнер подключается к работе с самого начала процесса проектирования и находится в постоянном контакте с остальными проектировщиками (архитектор, конструктор, инженер по вентиляции…), они все регулярно согласуют между собой принятые решения. Дополнительные согласования несколько растягивают процесс по сравнению со вторым описанным вариантом, но выходит все равно быстрее первого и главное, совершается меньше ошибок, в процессе строительства и при закупках материалов и оборудования. Результатом же должна стать красота, воплощенная в практичности и надежности. Также данный вариант позволяет в некоторой степени запараллелить процессы проектирования и непосредственного возведения здания.
Рассмотрев все три варианта взаимодействия дизайнеров и других проектировщиков на стройке, можно подытожить и сказать, что они все, в принципе, допустимы, но при этом сильно различаются требования к специалисту по строительному дизайну.
Конкретно по вариантам:
• Область познаний данного специалиста должна уходить далеко за пределы дизайна интерьеров и охватывать разные области строительства и проектирования, иначе схема будет работать, так как описано в примерах.
• Наименьшие требования к специалисту: знания в дизайне интерьеров и чувство стиля.
• Тоже что в предыдущем варианте, плюс некоторые познания в архитектуре, чтобы было легко находить общий язык с коллегами по стройке.
Определить, как будет работать стройка – в сфере ответственности заказчика и его интересов.